Ежи Кшановский: «Украинцы должны изменить отношение к своему государству» 


Представители нашей команды взяли короткое интервью у Ежи Кшановского, совладельца фирмы Nowy Styl Group. Наш собеседник поделился собственным опытом создания закупочной группы и высказал свое видение перспектив подобных организаций в Украине.


– Почему Подкарпатский Клуб Бизнеса стал успешным?

– Это сложный вопрос! По моему мнению, основной причиной является то, что когда мы с Адамом Гуралем создавали Подкарпатский Клуб Бизнеса (Podkarpotski Klub Biznesu), то решили, что мы должны отличаться от других клубов бизнеса в Польше. Ранее мы были членами различных клубов и в конце года получали отчеты, в которых говорилось о том, что произошла какая-то встреча, кому-то предоставлено какую консультацию и тому подобное. Мы осознавали: чтобы сконцентрировать бизнес на Подкарпатье, нам нужно дать этому бизнесу нечто более конкретное и измеряемое. Поэтому у нас возникла идея закупочных групп. И после нескольких лет деятельности, в конце года каждый из членов получает отчет, сколько он сэкономил благодаря совместной деятельности. Это не единственная элемент консолидации клуба, но в начале это было очень важно.

– То есть, ключом к успеху стал поиск равновесия между собственным и коллективным интересом?

– Да, более того, мы в самом начале решили, что на равных условиях членами клуба могут быть как крупные, так и малые фирмы и одинаково использовать все привилегии. В большинстве случаев, полученные в процессе переговоров совместные цены для малых фирм являются такими же, как и для больших. Как Адам Гураль со своим «Asseco», так и мы с братом в «Nowy Styl Group» уже имели высокий закупочный потенциал, и для нас очередные скидки благодаря присоединению меньших уже не были столь значимыми, но для тех, кто присоединялся, возможность получения таких же скидок, которые имели мы, была очень важным стимулом.

– То есть, секрет заключается в культуре распределения успеха?

– Конечно! Однако, сегодня, когда мы объединяем более 200 членов, в нашем клубе есть такие закупочные группы, в которых ни «Asseco», ни «Nowy Styl Group” не занимают ведущих позиций, поскольку другие члены уже самостоятельно имеют необходимый уровень закупок. Пионером была «Nowy Styl Group», которая имела ноу-хау в сфере закупок и поделилась им с другими членами.

– Да, но многие предприниматели не хотят делиться своими знаниями и опытом с другими! Зачем помогать конкурентам?

 Каким конкурентам? «Nowy Styl Group» и «Assecco» конкурируют на глобальном уровне. Даже если кто-то из членов клуба также производит мебель, то европейский рынок является настолько большим, что мы не конкурируем между собой, зато конкуренция происходит с иностранными производителями на зарубежных рынках. Этим мы отличаемся от других, преимущественно отраслевых закупочных групп, мы не вводили никаких барьеров, которые бы закрывали доступ к нашим возможностей даже нашим конкурентам. Мы не требуем никакого согласия от старых членов о приеме новых. Обратите внимание, что за рубежом есть много отраслевых организаций, объединяющих только конкурентов. Есть вопрос поступлений – каждый должен продать свой товар, а также здесь некоторые вещи делаем вместе (например, ездим на выставки), но предлагаем свой товар на принципах конкуренции. Но также есть и вопрос затрат – и тут мы конкурируем не между собой, а с целым миром.

– По вашему мнению, предприниматели должны больше стремиться к созданию региональных или отраслевых общих закупочных структур?

 Трудно сказать, поскольку это зависит от многих факторов. Мы пробуем размножить опыт Подкарпатского Клуба Бизнеса в других воеводствах. Можем поделиться с ними лучшими практиками. Но в отраслях также следует объединяться. Мы бы хотели с другими регионами организовать выставку при поддержке министерства развития, чтобы достичь новых высот – например, новых континентов. Мы думаем, в частности, об Африке или Латинской Америке. Однако, многоотраслевая выставка является малоэффективной. Мы учимся на примере лучших, то есть, немцев и итальянцев. Они совместно выставляют свою продукцию на выставках, создавая закупочные группы и уменьшая расходы, совместно ищут финансирование. А маленькая польская фирма, которая хочет сама поехать на выставку, сталкивается с чрезмерными расходами на транспорт, логистику и организацию…

– Очень часто малые и средние предприятия жалуются на отсутствие соответствующей поддержки от власти. С другой стороны, есть много программ поддержки. Почему же они их не используют в полном объеме? Не умеют, боятся каких-то подводных камней, не хотят показываться?

 Наверное, все эти причины играют роль. Возможно, есть проблемы с коммуникацией. Также предприниматели часто имеют другую логику – не любят заполнять заявки и проходить все процедуры. Кроме того, программы у нас, конечно же, есть, но польские службы за рубежом слабо их поддерживают. Польские зарубежные службы не считают поддержку бизнеса своей основной целью, тогда как для более развитых стран бизнес является приоритетом внешней политики, поскольку именно бизнес делает государство сильным. А в Польше непосредственная поддержка бизнеса администрацией – считается подозрительной. Принять бизнес на трап самолета официальной делегации, или нет? А что будет, когда изменится политическая ситуация? А бизнес нуждается в стабильности. Пока нам это не удается.

– У Вас уникальный опыт работы и инвестирования не только в Польше, но и на восток и на запад. Зная все культурные различия, видите ли Вы возможность создания закупочных групп в Украине? Какие условия необходимо выполнить, чтобы это удалось?

– Нелегко найти простой ответ. Однако, мы значительно отличаемся от украинцев. Думаю, в Польше легче найти альтруизм. У нас также есть институты и фонды, которые поддерживают обмен опытом. Этих факторов в Украине я пока не вижу. Условием успеха закупочных групп есть построение культуры взаимного уважения между предпринимателями, независимо от их величины или фактора конкуренции. Необходимо преодолеть барьер недоверия.

– А какие шаги украинских предпринимателей на пути к успеху закупочных групп подсказывает Вам интуиция и опыт?

– Во-первых: они должны научиться разговаривать и слушать друг друга. Во-вторых, не начинать совсем с нуля, а пробовать строить что-то, что базируется на уже имеющихся структурах, где уже кто-то есть, кто-то объединился. Думаю, в Украине трудно будет сразу выполнить две задачи, сначала объединиться, а потом создать закупочную группу. Очередной проблемой является другая от Польши структура экономики с точки зрения степени олигархизации. Может быть сложно с олигархами, если они возглавят закупочные группы, то еще раз повторится модель агрессивной конкуренции. Трудно мне также оценить их готовность делиться выгодой с более слабыми. Олигархи должны начать сотрудничать с меньшими фирмами на условиях прозрачного распределения выгоды. Не знаю, готовы ли они к этому.

– Вы всегда были таким открытым и готовым делиться? Или перед тем нужно было насытиться собственным успехом?

– Я никогда не считал конкурентов врагами. Мы дружим с конкурентами. Поэтому, не имея этих ментальных барьеров, нам было легко дойти до мысли, что создадим клуб, который, прежде всего, даст больше пользы членам, а не учредителям.

– Правы ли украинские предприниматели, которые наблюдая за попытками передачи польского опыта, утверждают, что сытый голодному не товарищ? Они борются, чтобы выжить, поэтому как и чем они должны делиться?

– Я считаю, что в украинцев другая проблема. Они должны изменить отношение к своему государству. Они должны платить налоги. Конечно, каждое общество характеризуется разной готовностью платить налоги – даже есть определенные сравнительные исследования. А каждое государство должно установить свои налоги таким образом, чтобы их размеры были приемлемыми. Если склонность к сплате налогов низкая, то, по моему мнению, такой же низкой является склонность к любой деятельности на общее благо. Нельзя внедрить современные методы управления и производства, если нет средств на содержание и развитие совместной инфраструктуры. Например, на хорошие дороги, суды и полицию. Для этого и нужны налоги. Отсутствие заботы об общем благе, которое заключается в солидарном финансировании собственного государства, это в долгосрочном перспективе большая помеха, чем агрессия России. Состоялись ли в этой сфере значительные изменение после очередного Майдана? К коррупции причастны только правительство и администрация? Нет, к ней причастны сами граждане, предприниматели, которые не могут понять, что нужно платить налоги и пошлины. Украинские налоги не являются высокими, по сравнению с польскими, но большинство строит собственные бизнес-модели на уходе от налогообложения. И это огромная проблема для Украины!

– Закупочные группы должны быть прозрачными для своих участников. Поэтому может станут тем фактором, который изменит подход к бизнесу? Что Вы можете посоветовать пионерам украинских закупочных групп?

– Несмотря на трудности, думаю, что все возможно! Это все должно начаться снизу и небольшими шагами. Нужно продемонстрировать успех и начать с одинаковой процедуры для всех – сколько покупаете, у кого и за сколько. Пусть каждый откроет карты и поможет другим присоединиться, если имеет лучшие условия закупки. Такие лидеры должны провести исследования и унифицировать заказ для всех участников группы. Технически и ментально это непростой момент – поскольку существует соблазн проигнорировать потребностями меньших. Поэтому следует иметь консультантов или арбитров, которые не связаны с лидерами. Главное начать. Если удастся, то те, которые в начале только наблюдают – присоединятся. Мы сталкивались с этим в начале в ПКБ. Сначала трудно было собрать данные, однако когда другие увидели, что это работает, то также открыли свои карты. И нет такого, что управляют только большые. В переговорную группу входят не только крупнейшие игроки, но и представители самых маленьких. Расчеты являются открытыми для всех участников группы. Конечно, часть сэкономленных средств остается в клубе для административных расходов, которые также являются открытыми, и для общественной деятельности. Благодаря этой маржи, которая остается в клубе, мы ежегодно организуем интеграционную вечеринку для членов клуба и их семей.

– Спасибо за беседу и, прежде всего, за хорошие советы. Постараемся, чтобы украинцы могли ими воспользоваться.

Интервью провел: Томаш Будзяк

Перевел: Андрей Максимук

***

Другие интервью и интересные материалы в информационном журнале # 1 (июнь 2016 г.) проекта «Покупаем Вместе! 2.0»